О студии "Ghibli"
"Наусикая
из долины ветров" ["Nausicaa of the Valley of Wind"] в свое
время достигла огромных высот, как в плане кассовых сборов,
так и в достижении высочайшего качества мультипликации.
Именно благодаря её успеху и принесенной ею прибыли,
издательская компания Tokuma Shoten (Tokuma Shoten
Publishing Co, Ltd), выпустившая «Навсикаю», основывает в
1985 году студию GHIBLI, при поддержке компании Tokuma,
которая впоследствии совместно с Диснеем будет
распространять «Принцессу Мононоке» (Princess Mononoke,
Mononoke Hime, 1997) «Унесённых призраками» (Spirited Away,
Sen to Chihiro no Kamikakushi, 2001). Однако фактически
появилась в 1983, при создании картины Навсикая из Долины
Ветров (Nausicaä of the Valley of Wind, Kaze no tani no
Naushika 1984), созданной по мотивам манги. Саундтреки к
большинству картин написал Джо Хисаиcи. В первый же год
своего существования, студия выпускает полнометражный
аниме-фильм «Небесный замок Лапута» ["Laputa: The Castle in
the Sky"]. Возникает некая приверженность студии к созданию
полнометражных драматических анимационных фильмов.
Руководство GHIBLI ложится на плечи Хаяо Миядзаки [Hayao
Miyazaki] и Исао Такахаты [Isao Takahata]. Для тех, кто не
знает, слово «GHIBLI» (в японском произносится "дзибли",
правильное русское произношение - "гибли") означает «горячий
ветер, дующий в пустыне Сахара». Оно использовалось
итальянскими пилотами во время Второй Мировой Войны для
названия своих разведывательных самолетов. Миядзаки,
помешанный на самолетах, решил дать новой студии именно это
наименование. Фраза «Вдохнем свежее дыхание в мир японской
анимации!» стала девизом студии GHIBLI.
Существование этой студии уникально не только в японской
анимационной промышленности, но и в международном плане. Студия
производит драматические анимационные фильмы (или кинофильмы),
основанные только на оригинальных авторских работах. А ведь
производство драматических фильмов влечет за собой слишком
большой риск, не дает гарантии высоких кассовых сборов, потому
для большинства анимационных студий работать на телевизионную
анимацию - дело обычное. В Японии - это прописная истина, и
многие из анимационных студий, выпускающих ТВ-сериалы, лишь
время от времени производят полнометражки, большинство из
которых являются только драматическими версиями самого сериала.
А ведь в Японии еженедельно производится более 40 анимационных
ТВ-серий.
GHIBLI, разумеется, не сразу стала тем «анимационным
мастодонтом», коим является сейчас. Ознакомимся с историей
студии, включая стадии её зарождения.
Более 30 лет назад встретились два талантливых мультипликатора с
еще неизвестными анимешной публике фамилиями Такахата и Миядзаки.
Toei-Doga, анимационная студия, где работали в то время наши
герои, выпускала только телевизионные шоу. Эта работа занимала
все их рабочее время, не оставляя времени для личных
предпочтений. Одним из ТВ-сериалов была «Хейди» ["Heidi"],
показанная в 1974 году, где Миядзаки выступал в роли художника,
а Такахата в качестве режиссера. «Хейди» оставила заметный след
в истории аниме, с успехом пройдя на европейском телевидении и
получив там высокие оценки.
Работая над «Хейди», и Такахата, и Миядзаки постепенно приходили
к пониманию, что на телевидении, с его крохотным бюджетом и
ограничениями по времени, невозможно было достигнуть желаемого.
А они стремились достичь реальной, высококачественной анимации,
исследующей глубину человеческого разума, иллюстрирующей радости
и горести жизни таковыми, какие они есть в действительности. Это
и стало причиной создания студии по окончании съемок «Навсикаи
из долины ветров». Основная идея заключалась в том, чтобы
вложить все силы в каждый кадр, имея для этого достаточный
бюджет и время, и никогда не идти на компромисс в вопросах
качества или содержания. Миядзаки и Такахата должны были быть
основными участниками съемок каждого фильма, т.е. иметь
приоритет в решении возникших вопросов. Можно сказать, что
семнадцатилетнее существование студии GHIBLI наглядно
демонстрирует нам правильность выбранной линии поведения.
Никто не ожидал, что GHIBLI проживет так долго. «Сделай один
фильм. Станет успешным - сделай другой. Провалится - заканчивай
это дело». Вот так они начинали. Чтобы свести риск к минимуму,
служащие нанимались не на полную ставку. Около 70 человек были
наняты на срок производства одного фильма, и по окончании работы
вся команда была распущена. Местом работы стал арендованный этаж
здания в Китидзёдзи, пригороде Токио. Всеми организационными
вопросами занялся Такахата. Именно он спродюссировал «Навсикаю
из долины ветров», и способности делового администратора весьма
пригодилась в начале становления новой студии. В этой же роли он
снял «Небесный замок Лапута» ["Laputa: The Castle in the Sky"]
режиссером которого стал Миядзаки. Выпущенная в 1984 году, «Навсикая»
привлекла в кинотеатры более 915,000 зрителей, а «Лапуту» (1986)
посмотрело 775,000 человек. Оба фильма получили самые высокие
оценки. В России множество отаку видели эти картины, ставшие
основоположниками понятия «Миядзаковские», т.е. изначально
интересные и качественные ленты.
Следующими 2-мя фильмами производства студии GHIBLI стали «Мой
сосед Тоторо» ["My Neighbor Totoro"] и «Могила светлячков» ["The
Grave of the Fireflies"]. Режиссерами выступили Миядзаки у «Тоторо»
и Такахата у «Светлячков». Одновременный выход двух работ
талантливых режиссеров стал необычным явлением, как, впрочем, и
единственным. Процесс создания фильмов представлял собой
полнейший хаос. Ведь студия снимала два полнометражных фильма,
все в одно время, и качество ни одного из них не должно было
пострадать. Это казалось невозможным, но это был шанс доказать
всему миру свои силы, который нельзя было упустить. На GHIBLI
знали, что если сейчас они не справятся, то больше не снимут ни
одного фильма. Делать хорошие картины - это первое, чему
научилась студия. Умение управлять и процветание компании придут
гораздо позже. Говоря об истории GHIBLI, нельзя не упомянуть еще
одного человека - Ясуёси Токума [Yasuyoshi Tokuma], президента
GHIBLI. Он также и президент Tokuma Shoten Publishing Company, и
помимо основного бизнеса, участвует в развитии множества других
проектов. Один из которых, киностудия Daiei, известная фильмами
режиссера Кендзи Мизогути [Kenji Mizoguchi].
Токума редко посещает студию. Он не вмешивается в политику,
проводимую Миядзаки с Такахатой, приходя на помощь только в
крайнем случае. Именно он решил сделать из манги Миядзаки «Навсикая»
драматическую картину. Было непросто организовать одновременный
выпуск «Тоторо» и «Светлячков», потому что оба фильма казались
довольно скромными по сравнению с двумя предыдущими. Токума
лично вел переговоры с дистрибьюторами, успешно заключив
соглашение на прокат и продажу обоих аниме лент.
Кассовые
сборы «Тоторо» и «Светлячков» были уже не так хороши, как
ожидалось из-за запаздывания выпуска фильмов. То есть не успели
выйти в течение летнего сезона, когда многие японцы ходят в
кинотеатр. И все же, они получили признание, как зрителей, так и
критиков за превосходное качество. В течение того года «Тоторо»
выиграл большинство кинонаград в Японии, включая премию за
лучшую фотоработу. «Светлячки» получили высокое признание, как
литературное произведение искусства. Именно эти две картины
сделали студию GHIBLI широко известной в японской киноиндустрии.
«Тоторо» принес новой студии неожиданную прибыль, а именно
огромное количество продаж мягких игрушек в виде Тоторо. Почему
«неожиданную»? Потому что мягкие игрушки появились на рынке
двумя годами позже фильма и создавались не с целью повышения
кассовых сборов. Просто изготовители мягких игрушек решили, что
Тоторо - персонаж, заслуживающий права стать мягкой игрушкой, и
запросили у GHIBLI разрешения на использование торговой марки.
Благодаря продаже товаров под маркой Тоторо, у GHIBLI появилась
возможность покрывать любой дефицит в производственных затратах
новых лент. Сам Тоторо был выбран в качестве логотипа компании.
На студии появилось новое подразделение, занимающееся рекламой и
продажей товаров под маркой персонажей. Само собой разумеется, в
политике компании никаких изменений не произошло, первым делом
идет производство фильмов, а заинтересованность в сбыте товаров
- только результат его популярности.
Последнее полнометражное аниме Spirited Away на данный момент
побило все рекорды кассовых сборов в кинотеатрах Японии, став
самым прибыльным кинопродуктом за всю историю японского
кинематографа. Название студии GHIBLI стало синонимом
высококачественного аниме во всем мире.
Миядзаки создал на «Studio Ghibli» фильмы:
• «Небесный замок Лапута» (1986)
• «Наш сосед Тоторо» (1988) • «Ведьмина служба доставки»
(«Служба доставки Кики») (1989)
• «Порко Россо» (1992)
• «Принцесса-мононоке» (1997)
• «Унесённые призраками» (2001)
• «Бродячий замок Хаула» (2004)
• а также видеоклип на песню J-POP группы «Chage&Aska» «На
старт!» [On Your Mark] (1995).
Такахата создал на «Studio Ghibli» фильмы:
• «Могила светлячков» (1988)
• «Еще вчера» (1991)
• «Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко» (1994)
• «Чирик-чирик, наши соседи — семья Ямада» (1999).
Помимо работ Миядзаки и Такахаты
следует отметить полнометражные фильмы Ёсифуми Кондо «Шёпот
сердца» (1995) и фильм «Аврора» (2000), Томоми Мочизуки «Волны
океана» (1993), известный в США под названием «I Can Hear the
Sea», а так же Хироюки Мориту и его фильм «Кошачья
благодарность» (2002) иногда ошибочно переводимое, как
«Возвращение Кота».
Тем не менее «Studio Ghibli» оставалась студией двух режиссёров
и их блестящей команды. Чтобы исправить это положение, Миядзаки
и Такахата в апреле 1995 года открыли «East Koganei Village
School of Animation» для воспитания своей смены. Директором
школы стал Такахата.
В 1997 году Миядзаки объявил, что он уже слишком стар для того,
чтобы самому снимать коммерческие аниме-фильмы. Да и нужно
«освобождать дорогу молодым». Поэтому он основал студию «Senior
Ghibli» для создания некоммерческой и экспериментальной
анимации, а саму «Studio Ghibli» оставил на Такахату, который
собирается, в частности, активнее внедрять в анимацию новейшие
компьютерные технологии. Тем не менее, пока что Миядзаки, уйдя с
руководящих постов, никак не бросит создание коммерческой
анимации.
«Studio Ghibli» была одной из первых японских фирм, начавших
активно использовать в анимации компьютеры.
Картины Студии Гибли:
• Ещё вчера Only Yesterday
• Шепот сердца Whisper of the Heart
• Принцесса Мононоке Princess Mononoke
• Мой сосед Тоторо My Neighbor Totoro
• Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко Pom Poko
• Порко Россо Porco Rosso
• Небесный замок Лапута Laputa — The Castle in the Sky
• Могила светлячков Grave of the Fireflies
• Ведьмина служба доставки («Служба доставки Кики») Kiki's
Delivery Service
• На старт! On Your Mark видеоклип на песню J-POP группы «Chage&Aska»
• Унесённые призраками Spirited Away
• Аврора The Aurora
• Волны океана Ocean Waves
• Кошачья благодарность Cat's Return (Neko no Ongaeshi)
• Бродячий замок Хаула Howl's Moving Castle
• Волшебник Земноморья Горо Миядзаки (должен выйти в 2006 году;
по III и IV книгам цикла Урсулы Ле Гуин о Земноморье}
Единственный неудачный проект "Studio Ghibli" - ТВ-фильм "Здесь
слышен океан" [Umi ga Kikoeru] (1993) режиссера Мотидзуки Томоми
по мотивам манги Химуро Саэко. Миядзаки и Такахата решили
попробовать "дать дорогу молодым" и пригласили на студию
Мотидзуки, известного мастера любовных аниме-драм. Художественно
проект удался, но вышел за пределы бюджета и расписания -
сотрудники "Studio Ghibli" не привыкли "срезать углы" так, как
это принято в ТВ-производстве. В результате фильм себя не окупил
и похоронил идею инвестиций студии в телевизионный рынок.
Вторая попытка "дать дорогу молодым" была более успешной -
полнометражный фильм Кондо Ёсифуми "Шепот сердца" [Mimi wo
Sumaseba] (1995) получился весьма удачным. Однако к "молодым"
45-летнего Кондо, бывшего до этого главным аниматором студии,
можно было отнести лишь с изрядной долей натяжки.
|